Сомнение в травме: философское исследование - VOX - философский журнал
VOX - философский журнал
DOI prefix: 10.37769 / Эл № ФС 77-27570 / ISSN 2077-6608
Поиск: Поиск
Выпуск №43 декабрь, 2023 ШАГИ ПО СЛЕДАМ

Сомнение в травме: философское исследование

Мурзин Н.Н.

Аннотация: Философское исследование травмы подразумевает рассмотрение этого понятия в кругу по видимости отвлеченных примеров, комментирующих его с позиций онтологии, метафизики, эстетики, этики. Трудность с травмой заключается не просто в том, что она выступает предметом для дисциплин иного рода и интенции, но что она по сути своей обязана противостоять всякому теоретическому рассуждению вообще. Это понятие не столько противоречивое, сколько активно отрицательное относительно привычного применения к нему и к ему подобным теоретического аппарата. Но чем дальше с травмой имеешь дело, даже не будучи метафизиком, даже идя у нее на поводу, тем отчетливее становится понимание, что мысль не может отринуть себя ради земной боли, какую бы тягу к совершению этого самопреодоления она ни испытывала, что она и в анализе травмы останется собой, т. е. движением от факта к сущности. А соответственно, и травма будет абстрагироваться и открываться с парадоксальных и формальных сторон, обнаруживая в себе инакость и двусмысленность.

Ключевые слова: травма, рана, грех, страдание, субъект, метафизика, творчество.

Doubting trauma. What does philosophical inquiry of this notion mean?

Murzin N.N., Ph.D., research fellow, Institute of Philosophy RAS, shywriter@yandex.ru

Abstract: The philosophical study of trauma involves considering this concept in a circle of apparently abstract examples, commenting on it from the perspectives of ontology, metaphysics, aesthetics, and ethics. The difficulty with trauma is not simply that it stands as a subject for disciplines of a different kind and intentionality, but that it is inherently bound to resist all theoretical reasoning at all. This notion is not so much contradictory as actively negative in relation to the usual application of theoretical apparatus to it and its like. But the further one deals with trauma, even if one is not a metaphysician, even if one is at its mercy, the more clearly one realizes that thought cannot deny itself for the sake of earthly pain, no matter how much it may feel the urge to accomplish this self-overcoming, that it will remain itself even in the analysis of trauma, i. e., a movement from fact to essence. And accordingly, the trauma will be abstracted and revealed from paradoxical and formal sides, in its otherness and ambiguity.

Keywords: trauma, wound, sin, suffering, subject, metaphysics, creativity.

DOI: 10.37769/2077-6608-2023-43-9